Познавательное развитие.
Ознакомление с миром природы.
Тема: «Птицы нашего края»
Провела: Курбацкая Елена Ивановна МАДОУ детский сад№25 «Ягодка»
О.Цель: Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес. Учить составлять паспорт для птицы.
Педагог загадывает детям загадку:
Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала Эта маленькая птичка.
Отгадайте кто?
( Синичка)
Н. Сергиянская
Педагог. Двенадцатого ноября отмечается экологический праздник «Синичкин день». В этот день в разных уголках нашей страны готовятся к встрече «зимних гостей» — птиц, остающихся на зимовку, — синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, мастерят и развешивают кормушки. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетают из лесов ближе к человеческому жилью и ждут помощи от людей.
Показ презентации про кормушки
Физкульт минутка
Из каких материалов сделаны кормушки для птиц? Какие кормушки для птиц самые удобные и почему? (Ответы детей.) Повесили ли вы кормушки? Где они висят? Какой корм насыпают в кормушки? Какие птицы прилетали к кормушкам? При какой погоде птиц у кормушки больше? При какой меньше? Какие птицы чаще прилетают к кормушке? Трудно ли было вести наблюдения за птицами? Почему? (Ответы детей.) Есть специалисты, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и повадки и даже могут лечить птиц. Такие специалисты называются орнитологами.
Педагог включает электронное письмо .Читает .Звучит голос орнитолога.
Орнитолог. Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Я работаю орнитологом. В нашей лаборатории создаются паспорта птиц, которые обитают в нашем крае. Педагоги, дети и родители начали готовить паспорта на птиц нашего края. Вот какой паспорт нам прислали дети из сибирского города Томска на кедровку. «Кедровка — это небольшая кочующая птица. Питается кедровыми орехами, желудями, семенами шишек, ягодами. Тело покрыто перьями. Кедровка откладывает яйца, из которых вылупляются птенцы.
Окрашена в темный коричневато-бурый цвет с белыми пятнами, которых нет только на верхней стороне головы. На конце хвоста светлая полоска».
Педагог показывает детям паспорт на птичку «Кедровка». Предлагает и оформить паспорта на птиц, обитающих в данной местности (хорошо знакомых детям).
На столах разложены листы формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности. Каждый ребенок выбирает лист и составляет паспорт птицы (птицы могут повторяться)
Педагог поочередно зачитывает задания.
Задание 1. «Вид птицы».
Ребенку предлагаются 3 картинки со схематичными изображениями:
- зима в городе;
- пальма и летящие птички;
- 3 —лесной пейзаж.
Задание: выбрать картинку в соответствии с тем, к какой группе относится птица —зимующая, перелетная или кочующая (обозначения: зимующая птица—зима в городе; перелетная птица — пальмы и летящие птички; кочующая—лесной пейзаж). Обвести картинку с правильным ответом.
Задание 2. «Чем питается птица».
Ребенку предлагаются 3 картинки:
1 — конфеты;
- насекомые;
- семена растений.
Задание: определить, чем питается птица. Обвести картинку с правильным ответом.
Задание 3. «Чем покрыто тело птицы».
Ребенку предлагаются 3 картинки:
1 — перья;
- чешуя;
- шерсть.
Обвести картинку с правильным ответом.
Педагог предлагает детям вспомнить игры, в которых упоминаются птицы. Проводится игра «Совушка».
Из числа играющих выбирается совушка. Остальные дети —птицы, жуки, бабочки. «Сова» влезает на дерево (на мягкий модуль —куб), а остальные дети «летают», имитируя движения птиц, жуков и бабочек. Педагог произносит: «Ночь!» Играющие замирают на своих местах. Совушка «слетает» с дерева и медленно «облетает» ребят. Того, кто пошевельнется, совушка уводит к своему дереву. Педагог говорит: «День!», и совушка «забирается на дерево». Игра повторяется 3—4 раза. Роль совушки выполняют по очереди.
Задание 4. «Где птица откладывает яйца и выводит свое потомство?»
Ребенку предлагаются 3 картинки:
- —гнездо
- ;
- —коляска;
3 — будка.
Задание: определить, где птицы откладывают яйца и выводят свое потомство. Обвести картинку с правильным ответом.
Задание 5. «Какие цвета могут быть в окраске птицы?»
Ребенку предлагаются 12 цветных кругов: белый, черный, серый,
коричневый, желтый, зеленый, красный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, розовый.
Задание: определить, какие цвета могут быть в окраске птицы. Обвести соответствующие круги.
Дети (по желанию) рассказывают про птиц, используя паспорт. (Если ребенок рассказал верно — на экране демонстрируется птица, звучит ее голос.)
- Педагог предлагает детям дома совместно с родителями включить дополнительную информацию в паспорта птиц.
1.задание : Вид птицы
- задание: «Чем питается птица».
- задание «Чем покрыто тело птицы».
4.задание «Где птица откладывает яйца и выводит свое потомство?»
5.задание «Какие цвета могут быть в окраске птицы?»