ОТЧЕТ
о проведенных мероприятий в рамках акции «Покормите птиц»
Автор-составитель: Рябинина Татьяна Евгеньевна, воспитатель группы «Радуга» МАДОУ детский сад № 21 «Ладушки» г. Бор Нижегородской области (к.тел: 8-908-157-23-83)
Количество участников:
— воспитанники группы «Радуга» — 20 человек, педагоги – 5 человек, родители (законные представители), бабушки и дедушки воспитанников – 27 человек.
Сроки проведения: 01.11.2024 – 28.02.2025
Кормушки:
— стационарные – 24 штуки,
— съедобные (эко-кормушки) – 56 штук.
Кормушки были изготовлены силами родителей, родителями с детьми, детьми с педагогами, педагогами.
Кормушки были развешены как на территории детского сада, так и около домов по месту проживания.
Например, у меня на территории близ дома размещено сразу 3 стационарные кормушки (разные по структуре и размеру – для больших и малых птиц). Так как я и большинство моих воспитанников проживаем в частном секторе, то в нашем микрорайоне Малое Пикино г. Бор практически около каждого дома висит кормушка – она не просто висит – она ежедневно пополняется. Мои соседи не исключение – у всех висят кормушки, сделанные своими руками. Самое интересное, кормушки висят около домов, где хозяева разных возрастов. Иногда даже есть повод пообщаться с соседями о кормах и значимости пичужек для наших садов-огородов. Обычай вывешивать кормушки с наступлением холодов привили мне мои родители еще в детстве. Вот мне уже за 50, а я каждый год вывешиваю кормушки близ дома.
Стационарные кормушки в течение всего указанного периода практически ежедневно пополнялись кормами: овес, просо, семена тыквы, дыни, подсолнечника, арбуза, кабачка, сушеные ягоды красной рябины, сушеные дольки яблок и груш, крошки подсушенного пресного белого хлеба, дробленая пшеница и кукуруза; специальные смеси для лесных птиц).
Корм лично я заготавливаю еще с лета: весь огород в подсолнухах! Конечно, не забываешь о птичках и осенью, когда разделываешь бахчевые и тыквенные, всегда оставляю семечки для пернатых. При хорошем урожае яблок и груш – сушеные дольки фруктов есть в каждом доме. Специально оставляю один куст красной смородины с ягодами в зиму – это лакомство для клестов. Около дома растет красная рябина, где висит одна из кормушек, но клестам ягоды уже не достаются – их первым делом расклевывают мелкие птички. Овес и просо я покупаю ежегодно осенью оптом по несколько килограммов, чтобы хватило на всю зиму (в детском саду готовим съедобные кормушки). Родители еще ранней осенью начинают приносить в группу — в детский сад ингредиенты для изготовления эко-кормушек: семечки, орехи, зерно, — зная, что скоро наступит творческая и полезная пора подкормки зимующих птиц.
В основном, наши кормушки посещают воробьи и синицы; снегиря в этом сезоне видела один раз, хотя самочки снегирей появляются регулярно. Пары сорок — постоянные посетители наших кормушек. А вот стая клестов в этом году посетила нас только один раз (в округе много красной рябины растет). Обычно они у нас частые гости в конце января-феврале, а вот в этом году клесты были только один раз. Голуби прилетают редко и при сильных морозах, в прошлом году их было много, в этом сезоне – редкие гости. Да, и морозов-то нынче и не было почти.
Осень 2024 года затянулась, теплая погода продержалась почти до конца осени. Но несмотря на это, уже в начале ноября мы общими усилиями (дети-родители-педагоги) начали подготовку к участию в ежегодной акции «Покормите птиц зимой». Возраст моих воспитанников группы «Радуга» 4-5 лет, это возраст «почемучек», мы еще только-только начинаем осознанно познавать окружающий мир; поэтому для того чтобы иметь представление о птицах (зимующих и перелетных), среде их обитания, мы начинаем знакомиться с пернатыми с нуля.
Вся запланированная работа в рамках акции дала свои результаты. В течение декабря 2024 – января 2025 года мы приняли участие в конкурсах, организованных государственным заповедником «Керженский», в рамках кампании «Покормите птиц!».
Итоги:
- Заочный конкурс кормушек «Кормушек много не бывает»:
— Рябинина Т.Е. – победитель,
— воспитанники группы «Радуга» (Панова Лиза, Красоткина Женя, Груздев Саша, Сафонова Стефания) — победители.
- Дистанционная викторина «Зимующие птицы»:
— Рябинина Т.Е. – участник.
- Конкурс «Кормушки-зверюшки»:
— Рябинина Т.Е. – победитель,
— Панова Лиза (воспитанница) – победитель,
— Воробьева Маша (воспитанница) – победитель.
- Муниципальный этап Всероссийского конкурса игрушек-кормушек «Эколята – друзья пернатых! – победитель (Панова Лиза, Панова Мирослава, Титов Богдан, куратор Рябинина Т.Е.). Работа направлена для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса.
Проведенные мероприятия с воспитанниками на уровне детского сада.
- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы «Радуга» с целью экологического образования и воспитания детей: плакат «Чем правильно кормить птиц зимой», лэпбук «Зимующие птицы», лэпбук «Кормушка для птиц», дидактические игры «Птицы на кормушках», «Чей клюв», «Чей хвост», плакат «Зимующие птицы родного края», разрезные картинки «Птицы»
- Организация конкурса «Самая удобная столовая для пернатых друзей», семейное участие.
- Повторение с детьми зимующих птиц, разучивание стихов, пословиц, народных примет о птицах.
- Развешивание кормушек на участке ДОУ, наполнение кормушек зерном во время ежедневных прогулок.
- Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам.
- Проведение мастер-класса с родителями и детьми по изготовлению съедобных кормушек.
- Занятия для детей по ознакомлению с окружающим миром: «Птицы и их строение», «Зимующие и перелетные птицы».
- Занятия по художественно-эстетическому творчеству: «Снегирь на ветке», «Пичужки на кормушке», «Красивая птичка».
- Чтение художественной литературы о зимующих и перелетных птицах.
- Беседы: «Чем кормить птиц зимой», «Зачем нужна кормушка для птиц», «Как и где живут птицы Борского края зимой».
- Оформление выставки детских поделок и рисунков на тему «Зимующие птицы».
- Виртуальные интерактивные экскурсии «В гостях у Керженского заповедника», «Зимующие птица г.Бор», «Чем можно, и чем нельзя кормить птиц»
- Развлечение «Все дорожки ведут к кормушке»
- Развлечение «Путешествие по следам пернатых друзей»
Развлечение «Путешествие по следам пернатых друзей»
(для детей группы «Радуга» (4-5 лет) в рамках акции «Покормите птиц зимой!»)
Дата проведения: январь 2025 год
Цель: расширение представления детей о зимующих птицах борского района Нижегородской области, их важной роли в природе и для человека.
Задачи:
— углублять и расширять знания детей о птицах;
— развивать творческие способности и воображение детей;
— воспитывать у дошкольников бережное отношение к пернатым друзьям, неравнодушие к многообразному миру пернатых.
Действующие лица (взрослые):
Ведущая:
Синица:
Воробей:
Тихоня:
Ход мероприятия
Ведущая:
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я приглашаю вас в волшебное виртуальное путешествие по живописным лесным уголкам борского района, в мир пернатых обитателей нашего края. На чем же мы отправимся в путь? (Ответы детей). Верно! Зимой лесные тропы покоряются лишь лыжам. И наш лыжный поход берет свое начало от детского сада №21 «Ладушки», устремляясь в объятия ближайшего леса – в тихий лесной массив, что приютился неподалеку. (Дети, имитируя лыжи, отправляются в путешествие).
Музыка – дети едут на лыжах.
Ведущая:
Утренний воздух звенит голосами птиц. Но как им, хрупким созданиям, пережить суровую зиму? Ведь у них нет ни теплых шуб, ни уютных варежек. У многих и гнезда-то нет: в зимнюю стужу, сбившись в комок, они спят, примостившись на голых ветвях.
А что это за шум слышится в нашем лесу? Привал.
Выход Тихони
Тихоня:
Здравствуйте, ребята.
Вы отправились в поход на лыжах в зимний лес. Зачем?
Ведущая:
Мы с ребятами решили понаблюдать за зимующими птицами. Наша первая остановка.
Остановка 1. Нахимовский перелесок.
Вылетают Синичка и Воробей.
Синичка:
Зимой птичкам голодно:
Ни мошки, ни червячка – где сытный взять обед?
Как тяжко жить на свете, в стужу лютую!
Что делать? Где помощи нам ждать?
Воробей:
Морозы лютые! Стужа злая!
Голодно и холодно.
Весны мне, видно, не дождаться…
Ведущая:
Добрый день, синичка и воробей!
Синичка и Воробей: Здравствуйте, ребята
Синичка:
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны!
Воробей:
Чик-чирик, ты не права.
Кормушки в детском саду висят.
И корма там немало.
Синичка:
Так и быть, я полечу.
Я всю зиму есть хочу.
Тихоня:
Зимой птицам не так страшен мороз, как голод! Поэтому птицам необходима наша помощь. Летите, птички, к кормушкам – там вас ждет вкусный обед! (Птицы летят к кормушкам)
Синичка:
Ах, что за дивный это пир!
Все очень вкусно и сытно,
Воробей:
Кормушки едой здесь полны,
Доживем и до весны.
Тихоня:
Ребята, а вы знаете, какие птицы остаются зимовать в Борском округе? Предлагаю открыть все тайны зимующих птиц нашего района. За каждое выполненное задание вы будете получать мешочек с определенным содержимом.
ЗАДАНИЕ 1. Слайд 1. Предложены картинки с изображением птиц. Нужно определить, какие птицы остаются зимовать в нашем крае.
Ответ на 1 задание: воробей; снегирь; свиристель; ворона; сорока; голубь; синица.
Тихоня:
Вы хорошо справились с заданием.
Получите мешочек. Давайте заглянем в него. В мешочке семена подсолнечника.
Мои друзья — пичужки обитают здесь неподалеку – на Моховых горах.
Воробей и Синичка: Полетим к ним, расскажем им о съедобных кормушках.
Ведущая:
Ребята, готовы отправиться дальше? (Ответы детей). Продолжаем наш путь. Отправимся на Моховые горы на автобусе.
Музыка – поездка на автобусе.
Остановка 2. Моховые горы.
Ведущая:
Мы прибыли в одно из самых живописных и примечательных мест города Бор – Моховые горы. Остановка. Тишина. Вековые сосны, словно стражи времени, застыли в торжественном безмолвии. Они приветствуют путников, призывно склоняя свои мохнатые ветви. А кто же прячется в изумрудной глубине этих вековых великанов?
Тихоня:
Да, это мои маленькие пернатые друзья, смельчаки, решившие перезимовать в родных краях. Ребята, а вы знаете как разговаривают птицы? А можете узнать их по голосу?
Задание 2. Слайд 2. «Угадай птицу по голосу?» На слайде изображены 2 птицы. Детям предлагается угадать птицу, чей голос звучит на аудиозаписи.
(Воробей, голубь, ворона, сорока)
Ответ на задание 2.
Воробей – чирикает
Голубь – воркует
Ворона – каркает
Сорока – трещит
Тихоня:
Ребята, вы справились с заданием, за это получаете еще один мешочек (мешочек с просо)
Ведущая:
Ребята, готовы отправиться дальше? (Ответы детей). Держим путь в городской парк культуры и отдыха. Отправимся на Моховые горы на электропоезде «Борчанин».
Музыка – поездка на электричке.
Остановка 3. Городской парк культуры и отдыха города Бор.
Тихоня:
Парк располагается на большой территории города с вековыми соснами, елями, клёнами. Здесь на зимний период находят свой приют зимующие птицы.
ЗАДАНИЕ 3. Слайд 3. Угадай птицу по характеру. 2 детей не видят картинку с птицей – они должны угадать ее по признакам, которые называют дети. Тихоня помогает ребятам называть признаки птиц.
Воробей – шустрый, маленький, быстрый, драчливый, коричневый
Сорока – говорливая, крикливая, белобокая, болтливая
Синица – желтогрудая, шустрая, умная, весёлая
Дятел- красноголовый, важный
Снегирь – малоподвижный, красногрудый
Тихоня:
Ребята, вы справились с этим заданием – получайте еще один волшебный мешочек (мешочек с овсом).
Ведущая:
Ребята, я предлагаю сделать небольшую остановку на Юрасовском озере, расположенном вблизи реки Волга. А отправимся мы туда пешком.
Остановка 4. Юрасовское озеро города Бор – старица реки Волга.
Физминутка «Шустрая синица»
(проводят Синичка и Воробей)
Скачет шустрая синица
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок,
(прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок.
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень,
(прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири,
(прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень!
(прыжки на месте на двух ногах).
Синичка:
А вот и от меня мешочек с секретом – мешочек с сушеными ягодами
Воробей:
От меня мешочек побольше – мешочек с сушеными фруктами.
Ведущая:
Ребята, наш город носит название Бор, так как расположен на территории хвойных лесов. Лес – это среда обитания птиц. В нашем городе много рек и озер. На реке Керженец находится заповедная зона, где обитает множество животных, птиц, насекомых…
Заповедник «Керженский» находится в надежных, добрых и трудолюбивых руках сотрудников. У них много и помощников. Воспитанники, педагоги и родители ежегодно участвуют в кампании «Покормите птиц зимой!» Они готовят угощение для птиц – съедобные кормушки, тем самым помогая птицам справиться с холодом и голодом зимой. А отправимся мы в Керженский заповедник на снегоходах.
Музыка – поездка на снегоходах
Остановка 5. Керженский заповедник
Тихоня:
В Керженском заповеднике находятся под защитой и охраной не только животные и птицы, но и рыбы, и растения.
Синичка:
Ребята, а вы знаете, какую пользу приносят птицы лесу, садам и огородам? (ответы детей)
— Пара синиц может оберегать от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев.
— Сова способна съесть за ночь 7-8 мышей. Только одна семья может уничтожить за год 10 тысяч мышей и таким образом спасти 20 тонн зерна.
— Кукушка за день съедает 40 гусениц и много муравьиных яиц.
— Многие птицы — санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках, способствуют оздоровлению местности.
Воробей:
Ребята, как можно отличить птицу от животного или насекомого? По каким признакам? (ответы детей).
Характерные признаки птицы: наличие клюва, крыльев, оперение, 2 ноги (конечность ноги – лапа).
ЗАДАНИЕ 4. Игра «Прилетели птицы». Если в строчке названы птиц, то дети хлопают, если нет – топают.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки …
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Воробьи, кукушки,
Черные грачи,
Лебеди, скворцы.
Тихоня:
Замечательно справились с заданием! Вы получаете еще один волшебный мешочек – мешочек с семенами тыквы, кабачков, арбуза.
Ребята, кто догадался в чем тайна этих волшебных мешочков? (ответы детей).
Все, что находится в мешочках – это правильный и нужный корм для зимующих птиц.
Воробей:
Если птица не поела днем, то не получила необходимой энергии для ночного времени, поэтому она может погибнуть.
Синичка:
Для зимующих птиц страшен, прежде всего, ГОЛОД, а не холод.
Ведущая:
1 кормушка спасет от голода 50 синиц.
1 синица – спасет от вредных насекомых 10 деревьев.
1 дерево обеспечит кислородом 9 человек.
Я предлагаю вам отправиться в обратный путь – в наш детский сад, чтобы приготовить для пернатых съедобные кормушки. А полетим мы с вами на самолете.
Музыка – поездка на самолете
Остановка 6. Детский сад № 21 «Ладушки»
Ведущая:
Съедобная кормушка для птиц по виду напоминает печенье, через которое продета верёвочка для фиксации на ветках деревьев.
С помощью съедобных кормушек можно подкармливать зимующих птиц.
Для приготовления съедобной кормушки нам потребуется: зерновая смесь и семечки из волшебных мешочков, съедобный клей – клейстер, шаблоны фигурок из белого картона и фантазия.
ЗАДАНИЕ 5. Приготовить съедобную кормушку для птиц.
Тихоня:
Кормушки готовы, теперь осталось их развесить во время прогулки на веточках деревьев. Я вам обязательно помогу развесить их. А содержимое волшебных мешочков мы отправим в кормушки, которые сделали ваши родители.
Синичка:
Птицам помощь людей нужна.
Главное — вовремя чтобы пришла.
Воробей:
Спасибо вам, друзья, пора нам улетать,
Чтобы птицам всем в округе про кормушки рассказать!
Воробей и Синичка улетают.
Ведущая: Наше путешествие подошло к концу. Мы будем постоянно следить за тем, чтобы в нашей «птичьей столовой» всегда был сытный обед для пернатых друзей.
Развлечение «Все дорожки зимой ведут к кормушке»
(для детей группы «Радуга» (4-5 лет), посвященное Дню птиц)
Дата проведения: январь 2025 год
Цель: ознакомление детей с птицами родного края и образом их жизни зимой.
Задачи:
— закрепить понятие «зимующие птицы» расширить кругозор воспитанников о зимующих птицах, среде обитания их и питании; продолжить формирование наблюдательности, умения отгадывать загадки, обосновывать свою точку зрения.
— помочь воспитанникам осознать необходимость сохранения мира природы и каждого её обитателя.
— способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в защите природы, заботиться о её обитателях.
Действующие лица (взрослые):
Ведущая:
Тихоня:
Шалун:
Елочка
Умница:
Ход мероприятия
Фонограмма. Дети входят в зал под музыку, присаживаются на стульчики.
Ведущая:
Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы сегодня собрались здесь, чтобы торжественно отметить знаменательное событие – всероссийский экологический праздник — «День зимующих птиц России». Не случайно 15 января озаряет этот день своим светом, ведь он посвящен памяти писателя Евгения Носова.
Предание гласит, что вдохновленный проникновенными строками Александра Яшина: «Покормите птиц зимой». Он, словно верный хранитель поэтического завета, каждой осенью вывешивал кормушки на улицах родного города. Призывал всех жителей города к милосердию и заботе о пернатых друзьях, расклеивая листовки со стихотворением на самых видных местах.
Дети:
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
В сказочном лесу живут наши друзья – эколята. Ребята, а вы знакомы с эколятами? А как их зовут? (Дети называют имена – Тихоня, Шалун, Елочка, Умница).
Сегодня к нам на праздник спешат эколята.
Под музыку выходят эколята: Тихоня, Шалун, Елочка и Умница
Эколята:
Здравствуйте, ребята!
Тихоня:
Мы к вам спешили на праздник, чтобы рассказать о птицах. Сейчас в лесу тихо и редко можно услышать птичьи голоса, потому что наши пернатые друзья с наступлением холодов переселились поближе к людям в поисках еды.
Шалун:
По дороге нам встретилась синичка, которая обратилась к нам за помощью: Зимушка-зима все дороги в лесу замела снегом. Птицы сбились с пути, никак не могут дорогу к кормушке найти.
Елочка:
Необходимо расчистить дорожки от снега и льдинок. Вы готовы, ребята, нам помочь? (ответы детей: да).
На экране появляется картинка, закрытая льдинками.
Умница: А чтобы растопить снег и лед, нам нужно выполнить задания-загадки от Зимы.
1 льдинка «Зимующие птицы» (1 слайд)
Умница:
Невозможно представить уголок земли, где бы не звучали трели птиц. В лесах, садах, полях и лугах, над зеркальной гладью водоемов, в неприступных горных высях – повсюду льются их дивные голоса. Весной, летом и осенью птицы пируют в изобилии: пища сама идет в клюв –личинки, жучки, червячки, золотистые зернышки, крепкие орешки, румяные ягоды и спелые плоды.
Но с приходом зимы начинается суровая проверка на прочность. Не всякой птахе под силу выдержать леденящий холод и голод, и многие устремляются на юг, в теплые края, а самые стойкие и выносливые остаются зимовать на родной земле. Интересно, а вы знаете, какие пернатые разделят с нами зимнюю стужу?
ЗАДАНИЕ 1. Предложены картинки с изображением птиц, обитающих в Борском районе. Нужно определить, какие птицы зимующие, а какие перелетные.
(Оборудование и материалы: 2 стола, картинки с изображением птиц.
Ответ на 1 задание: поползень; воробей; снегирь; свиристель; ворона; сорока; галка; голубь; синица, дятел, сова.
Вывод: Зимой птицам сложнее выживать в дикой природе из-за небольшого количества корма. В окружении людей птицам легче найти как пищу, так и тёплые укрытия.
2 льдинка «Чье перышко, чей клюв?» (2 слайд)
Елочка:
Ночью птички спят, спрятав свои головы под крылышки. Им снятся приятные сны: о лете, о теплом солнышке. Утром птицы просыпаются, расправляют сначала одно крыло, потом второе, встряхивают ими и отправляются в полет в поисках корма. А каково строение тела птиц, ребята вы знаете? (ответы детей). Строение птиц следующее: голова, шея, туловище, хвост, крылья и ноги.
ЗАДАНИЕ 2. Собери картинку с изображением птицы и назови ее.
(Оборудование и материалы: 2 стола, разрезные картинки с изображением птиц).
Ответ на 2 задание: воробей; снегирь; сорока; синица.
Вывод: этих птиц чаще всего можно встретить вблизи кормушек в нашем городе.
3 льдинка «Домик для птиц» (3 слайд)
Шалун:
Птицы, как всем известно, вьют гнезда. А где птицы живут зимой, когда снег и стужа? (Ответы детей).
В лесу птицы иногда забиваются под корни деревьев, сидят в дуплах или прячутся в густых кустарниках, или под пушистыми еловыми ветками. А тетерева, рябчики и глухари вообще ночуют под снегом.
В городе птицы могут прятаться на чердаках домов, под крышей зданий, в домиках, которые для них развесили на деревьях люди.
ЗАДАНИЕ 3. Подвижная игра «Займи свой домик»
(Оборудование и материалы: обручи, ободки-маски с изображением птиц).
Вывод: у зимующих птиц нет определенного домика зимой, в холода ищут укрытия от ветра и снега.
4 льдинка «Птичьи загадки» (4 слайд)
Тихоня:
Вороны, дятлы, воробьи,
Голуби, галки и синицы,
Одним словом, — это (птицы).
Зима в льдинке заморозила названия зимующих птиц. Помогите, ребята, нам их разморозить. Как только мы разгадаем птичьи загадки, льдинка растает.
ЗАДАНИЕ 4. Отгадать предложенные загадки.
(Оборудование и материалы: картинки с загадками и изображением птиц.
Он в шапке красной и пальто
Нос похож на долото.
Столяру древесный ствол
Каждый день и дом и стол. (Дятел)
- Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
3.Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её? (Синичка)
- Угадайте, что за птица скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей)
- Длиннохвостая она, со спины черным-черна
Брюшко белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимает стрёкот – крик. (Сорока)
- Кто летает темной ночью,
И схватить мышонка хочет? (Сова)
Вывод: Каждая птица имеет свои особенности: внешний вид, повадки, голос, оперение.
5 льдинка «Кормушка для птиц» (5 слайд)
Умница:
В зимней стуже для птиц нет ничего важнее пропитания. Еда – это не только энергия, позволяющая им взмывать в морозное небо, но и тепло, согревающее в ледяные дни. Именно благодаря возможности находить корм зимующие птицы и остаются с нами, не покидая родные края в поисках южного солнца. Люди, движимые состраданием, стремятся помочь пернатым друзьям, развешивая кормушки. Однако, оказывается, создать кормушку – лишь полдела; истинное искусство заключается в том, чтобы наполнить ее правильным, спасительным угощением.
Кормить птиц лучше в одно и то же время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
Корм класть нужно понемногу — он может замёрзнуть.
Синички любят сало, но оно должно быть свежим, а не солёным.
Крошки белого несдобного и несоленого хлеба любят все птички.
А ещё птицы любят арбузные, тыквенные и дынные семечки, семечки подсолнуха, овёс и рябину.
Ребята, а где же можно развесить кормушки? (Ответы детей).
ЗАДАНИЕ 5. Предложены картинки с изображением корма для птиц. Нужно положить в кормушку картинки с правильным кормом для птиц, отложить в сторону картинки с изображением, что нельзя класть в птичью кормушку.
(Оборудование и материалы: 2 стола, картинки с изображением корма для птиц, кормушка, чашка).
Ответ на 5 задание: семечки подсолнуха, тыквы, арбуза, овес, просо, хлебные крошки белого хлеба, несоленые орехи, сушеные дольки фруктов
Вывод: Зимой птицам сложнее выживать в дикой природе из-за небольшого количества корма. В окружении людей птицам легче найти как пищу, так и тёплые укрытия. Мы сделали кормушки для птиц, чтобы развесить их на ветвях деревьев, и следить за тем, чтобы у птиц всегда был корм. И тогда птицы не погибнут от голода и холода.
(6 слайд)
Тихоня:
Если начал птиц кормить – ты уж не бросай!
И пустой кормушку им, ты не оставляй!
Так доверчивы они – верят нам как дети!
Помни – ты их приручил! Ты за них в ответе!
Шалун:
Слетайтесь, слетайтесь,
Лесные пичуги!
Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.
Умница:
Птиц не спасёшь — исчезнут навек.
Помощь малую, ты окажи.
Кормушку развесь и хлеб покроши!
Елочка:
Вы птичек берегите
И почаще их кормите.
Эколята:
Спасибо, ребята. Вы помогли разгадать все загадки матушки Зимы – разморозили все льдинки. Вот уже и морозы стихли, метелица успокоилась. Теперь птички непременно найдут свою дорожку к кормушке. А вы, ребята, не забывайте подкармливать птиц. Нам пора возвращаться в лес. До свидания, друзья!
Ведущая: Наша игра подошла к концу, задания были не простые, но мы с ними справились! Теперь каждая пичужка найдет свою дорожку к кормушке!